Сколько стоит самая дорогая космическая станция и с чего она начиналась

Все знают, что космос — это дорого, и как не пытайся его удешевить, мы не сможем сделать его по-настоящему доступным еще много лет. Поэтому давайте оставаться реалистами. Наверное, если спросить вас, какое творение человека в космосе оказалось самым дорогим, многие без сомнения назовут правильный ответ. Другие дадут более общий ответ, но в целом все равно будут правы. Самый дорогой космический объект на сегодняшний день — это всем нам знакомая Международная космическая станция или просто МКС. Это шедевр инженерной мысли и человеческой изобретательности. На этот проект было потрачено 100 миллиардов долларов. Даже если бы каждый житель планеты, включая младенцев и стариков, скинулись по 10 долларов, этого все равно не хватило бы на строительство такого монументального сооружения. Все началось в 1998 году и скоро проекту исполнится 25 лет. До этого момента еще около года, а пока давайте просто поговорим об этом творении — иначе его просто не назвать.

Станция

Космическая станция по сложности сопоставима с крупным городом. Только сама она довольно компактная.

Сколько стоит МКС и много ли это

Только давайте еще раз осознаем стоимость проекта. На него уже потрачено около 100 миллиардов долларов. С нулями эта сумма выглядит так — 100 000 000 000. Если взять такую сумму деньгами в купюрах по 100 долларов, ее вес составит 1 000 тонн. Так, только чисто для понимания, добавлю, что сама МКС весит в районе 430-440 тонн. То есть деньги, которые потрачены на ее создание, весят более чем в два раза больше самой станции.

А еще на 100 миллиардов можно купить примерно 300 000 суперкаров Макларен с ценой около 300 тысяч долларов (округлим, ведь в данном случае точность не так важна). В Чехии, Израиле, ОАЭ, Португалии и некоторых других странах продается меньше машин в год. Длина этого автомобиля составляет 4,6 метра. Представим пробку из таких машин, которые стоят на расстоянии 40 сантиметров друг от друга. Длина этой пробки составит 1500 километров (почти столько же от Москвы до Сочи или от Москвы до Минска и обратно). МКС находится на орбите на расстоянии чуть больше 400 километров, то есть ее удаление от поверхности Земли в 4 раза меньше нашей гипотетической пробки. Конечно, расчеты примерные, но суть этой огромной суммы вы поняли. Это так, из области занимательной математики и необычных фактов.

300 000 таких McLaren 720 стоят примерно столько же, сколько МКС. Такое же количество новых машин в сумме продается в Чехии за год.

Работа на МКС

В центрах управления полетами по всему миру — в Хьюстоне, Королеве и Мюнхене — на гигантских экранах ежедневно разыгрывается реалити-шоу. Это самое скучное реалити-шоу, которое вы когда-либо видели. Здесь нет ничего, кроме медленно текущего и тщательно распланированного процесса функционирования станции.

В  2000 году МКС впервые стала постоянно обитаемой. Российские, американские, японские, канадские и европейские космонавты и астронавты жили и работали вместе на высоте 400 километров над Землей. Наверное, один из величайших триумфов МКС в том, что станция сделала космос рутинным и даже скучным.

Однако мы не должны воспринимать очевидный успех МКС, как нечто само собой разумеющееся, или представлять, что космические путешествия настолько просты, как кажется. И когда вы расследуете историю о том, как мы получили гигантскую орбитальную лабораторию, совершающую оборот вокруг планеты каждые 90 минут, вы понимаете, что факт создания МКС уже сам по себе является чудом.

Так выглядит главный центр управления полетами (ЦУП) России в городе Королев.

Когда начали строить МКС

Первый сегмент был выведен на орбиту 20 ноября 1998 космическим аппаратом «Заря». А сама идея космической станции возникла более века назад. Это логический шаг для космических цивилизаций между разовыми миссиями на орбиту и более длительными миссиями на Луну и Марс. Когда в 1950-х годах наступила космическая эра, провидцы, вроде Вернера фон Брауна и Сергея Королева, разработали концепцию, которая предусматривала постоянно занятую орбитальную станцию ​​в качестве плацдарма для путешествия в глубокий космос.

Первая в мире космическая станция

После первого удачного полета на Луну воротилы космоса решили, что станцию точно надо строить, но сделать это так быстро не получится, и эту часть гонки выиграл СССР, выведя на орбиту  19 апреля 1971 года станцию «Салют-1». Она и стала первой в мире космической станцией. Но для того, чтобы сэкономить на ее обеспечении (доставка космонавтов, грузов и оборудования), нужны были многоразовые корабли, так как летать надо было часто. Так и появились проекты шаттлов и «Бурана».

Так выглядела станция Салют-1

Всего два месяца понадобилось для того, чтобы экипаж из трех человек пришвартовался к «Салют-1» и поселился над Землей. Космонавты провели три недели, живя и работая в 20-метровом цилиндре, установив новый космический рекорд продолжительности полета. Хотя, наверное, это был первый случай, когда именно полетом это назвать было сложно.

29 июня трое космонавтов перешли на борт своего космического корабля «Союз» для возвращения на Землю. Но при входе в атмосферу Земли произошла трагедия. Вышел из строя клапан, который в итоге высосал воздух из спускаемой капсулы. Без скафандров экипаж погиб буквально за секунды. Но об этом никто не узнал до того момента, как наземная служба поддержки открыла люк космического корабля.

Первая космическая станция США

Американская программа космической станции состояла из огромных ракет «Сатурн-5» и современных космических капсул «Аполлон». По сути, все это собрали воедино и получили проект создания на орбите собственной станции.

Skylab был жизненно важен для поддержки возрождения интереса к более постоянной станции. Вместо того, чтобы проектировать каждый элемент, мы просто взяли то, что существовало, и превратили его во что-то, что вы могли бы использовать для другой цели— говорит Дэвид Бейкер, бывший инженер NASA, работавший надо программами «Аполлон», «Шаттл» и самой космической станции.

Эта станция позволяла находится в ней экипажу в течение трех месяцев, а внутри было все необходимое, включая душ.

Были построены две полноценные лаборатории Skylab, но запущена только одна. Вторая сегодня занимает почетное место в Смитсоновском музее авиации и космонавтики в Вашингтоне. Там можно даже зайти внутрь так и не запущенной лаборатории, почувствовав себя настоящим космонавтов. Простите, астронавтом. Это же США. Кстати, тут рассказано, чем космонавты отличаются от астронавтов и приведены несколько интересных статей по теме.

Судьба Skylab получилась скомканной, но задумка была хорошая.

Внутри Skylab посетители музея могут заметить дизайн, который больше обязан научно-фантастическим представлениям о том, как должна выглядеть космическая станция, чем загроможденной реальности МКС. Может быть этим и вдохновлялся Илон Маск, создавая кабину своих Dragon?

В течение девяти месяцев в Skylab жили и работали три экипажа. Однако первая миссия должна была стать одной из самых сложных, которые когда-либо предпринимала NASA. Первопроходцам всегда непросто, тем более, когда надо решать конкретные проблемы, которые возникли на орбите.

Первый ремонт станции на орбите

Во время запуска Skylab 14 мая 1973 года защитный экран и одна из солнечных батарей на стороне лаборатории были срезаны, а другая солнечная батарея была развернута лишь частично. Космическая станция теряла энергию и опасно перегревалась. Когда через 11 дней первая команда во главе с Питом Конрадом, одним из тех, кто побывал на Луне, пришвартовалась, их первой задачей было спасти станцию.

Работая при температуре более 50 градусов Цельсия, им удалось развернуть наспех сшитый солнцезащитный козырек через шлюз. Через несколько дней во время импровизированного выхода в открытый космос Конрад и Джо Кервин освободили застрявшую солнечную батарею.

Питер Конрад — командир первого экипажа на Skylab

Спасение доказало возможность проведения ремонта в космосе — опыт, который впоследствии пригодился с телескопом «Хаббл» и космическими станциями «Мир» и МКС.

Присоединяйтесь к нам в Telegram!

Космические станции Freedoom и Мир

В 80-е годы США готовят к запуску еще одну станцию — Freedom. Ее дизайн, безусловно, был амбициозным. Помимо лаборатории, жилых помещений и полностью оборудованного лазарета, модульная структура включала в себя ремонтную мастерскую спутников и была разработана так, чтобы служить плацдармом для дальнейших экспедиций на Луну или Марс.

С самого начала программа пошла не так хорошо, как предполагал занимавший тогда пост президента Рональд Рейган, активно продвигающий идею станции. В работе помогали Европа, Канада и Япония, но даже при этом проблем было много. Потребовалось около четырех лет только для того, чтобы согласовать окончательный вариант станции. У СССР на этом этапе дела обстояли немного лучше.

Несмотря на вложение более 8 миллиардов долларов, инженерам по сути было нечего предложить. А еще терялась основная политическая суть станции — доказать мощь западного мира перед СССР. Железный занавес стремительно рушился и доказывать уже было особенно нечего и некому.

Это сейчас Энергия современное самодостаточное предприятие. Но в начале 90-х все было очень сложно.

Спасение космической отрасли России

Тем не менее, пока Freedoom погрязла в бюрократии, космические экипажи из разных стран уже несколько лет жили на станции «Мир». По сути это и была первая Международная космическая станция. Однако с окончательным распадом Советского Союза в декабре 1991 года российской космической отрасли остро не хватило денег. Экономика была в таком состоянии, что космическая программа страны могла полностью сойти на нет.

Тогда США решили во чтобы то ни стало сохранить космическую отрасль России. Не из благих побуждений, а исключительно ради выгоды. Так было проще продолжать двигаться дальше, не потеряв разработки и не уступив их третьим сторонам. Тогда было сделано много чего сомнительного, но партнерство получилось в некотором роде довольно выгодным.

Деньги в основном получала корпорация «Энергия», запустившая в космос первого мужчину и первую женщину, а так же построившая космическую станцию ​​«Мир». Теперь это была частная компания и как никогда нуждалась в деньгах для работы. А порядок сумм, которые были нужны, мы с вами уже определили в начале статьи.

Станция Мир была большой и прорывной для своего времени. В рамках сотрудничества к ней отправлялись американские корабли. Но позже было принято решении о ее сходе с орбиты и затоплении.

Сотрудничество России и США в космосе

Так российские космонавты начали летать на шаттлах, а американские — посетили станцию «Мир». 3 февраля 1994 года российский космонавт Сергей Крикалев присоединился к экипажу космического корабля «Дискавери» в восьмидневном орбитальном полете. Год спустя астронавт Норман Тагард на российском космическом корабле «Союз» провел 115 дней на «Мире», а 29 июня 1995 года шаттл «Атлантис» пристыковался к российской космической станции.

Вот только «Мир» тогда устаревала и надо было что-то делать. Был проект создания станции «Мир-2», но обе стороны согласились, что строить две станции («Мир-2» и «Freedoom») долго, дорого, сложно и бесперспективно — проще создать совместный проект. Так и поступили.

Так МКС стала по сути наследием «Мира», заставив американскую и российскую космическую космические отрасли работать вместе, несмотря на десятилетия напряженного противостояния. Опять же, сотрудничество не было благотворительным. У обеих сторон были свои конкретно обозначенные выгоды.

Над созданием МКС работали десятки, если не сотни тысяч человек из разных стран.

Однако слияние двух программ оказалось непростым. В США были люди, которые относились к России, как к младшим партнерам, проигравшим в холодной войне, и не принимали их более глубокие знания и опыт. Россия боролась с задержками, вызванными нехваткой денег и устаревающей из-за этого инфраструктурой.

Как страны договорились строить МКС

Другие страны, присоединившиеся к Freedom, но теперь оказавшиеся частью МКС, чувствовали себя неловко, когда их оттесняли на обочину ради дипломатической целесообразности. Тем не менее, представители 15 стран встретились в Вашингтоне, чтобы подписать соглашение о создании МКС: равноправное партнерство между странами в космосе. По крайней мере так предполагалось в теории. Рассуждать на тему того, получилось это или нет, оставлю вам.

Никто не говорил, что построить гигантскую 420-тонную конструкцию на высоте 400 километров над Землей, предназначенную для постоянного проживания людей, будет легко. Несколько команд в разных странах, говорящих на разных языках, должны были спроектировать и построить десятки тысяч компонентов, а также согласовать их друг с другом. Одно то, что американская инженерия использовала британские единицы измерения, а российские и европейские инженеры использовали метрическую систему, уже вносило немало проблем. При этом еще надо было избежать конфликтов, которые неизбежны, когда начинается дележка денег и славы.

После постройки секции МКС должны были последовательно запускаться и собираться на орбите. Так и делали, но трагедия с шаттлом «Колумбия» оказала сильное влияние на скорость работы. Впрочем, она продолжалась, и инженеры продолжали героически находить выход из затруднительных положений.

Первый экипаж на МКС

31 октября 2000 года первый постоянный экипаж стартовал на «Союзе» к свеженькой МКС — на этом этапе она представляла из себя не более чем дрейфующий в пустоте цилиндр. В феврале 2001 года к американской лаборатории Destiny добавилось еще шесть строительных предприятий. Темпы сборки нарастали, а космический шаттл играл решающую роль в доставке, позиционировании и соединении модулей. Вот тут и случилась беда с космическим кораблем «Колумбия», который развалился при входе в атмосферу, в результате чего погибли все семь астронавтов на борту, а программа «Шаттл» была заморожена. Это был сильный удар, учитывая то, что именно эти космические грузовики выполняли основную работу по доставке компонентов на орбиту.

Международный экипаж Колумбии, погибший при входе в атмосферу.

На этом этапе даже были разговоры о том, чтобы прекратить строительство МКС, но работы продолжились, а доставка компонентов и экипажей в полной мере начала осуществляться российскими космическими кораблями.

Станция была почти завершена. 24 февраля 2011 года астронавт Барратт совершил один из последних полетов шаттла — последний для «Дискавери». Несколько дней спустя он и итальянский астронавт Европейского космического агентства Паоло Несполи использовали манипулятор для перемещения последней основной секции МКС, модуля Леонардо. Он был установлен на свое место и работу над станцией можно было считать завершенной. Хотя бы временно.

Это было немного эмоционально. Я смог вытащить эту штуку из грузового отсека космического корабля с помощью канадского манипулятора, и было просто прекрасно видеть это в космосе с Землей внизу. Я подумал, что не хочу все испортить — говорит Барратт.

Сейчас на орбите живут и работают шесть человек. Считается, что там нет политики и все члены миссий нормально общаются друг с другом, но, как мы понимаем, в современных реалиях это возможно только на бумаге. Да и участие России в проекте МКС пока кажется довольно туманным. Тем не менее, нельзя не отметить дипломатическую роль МКС, которую она сыграла еще даже до своего создания.

Какое значение имела МКС в истории космоса

С точки зрения науки станция также успешна. Сейчас астронавты проводят большую часть своей рабочей недели в качестве технических специалистов на орбите, а исследования космической станции привели к публикации нескольких сотен научных статей.

Цена проекта, которую мы обозначили в начале, является примерной. За столько лет уже поменялась ценность денег, сложно подсчитать, какие именно расходы включать в смету, да и просто уже никто не вспомнит, что там было. Но 100 миллиардов долларов — это та цена, на которую можно ориентироваться. Это те деньги, которые заплатили страны, входящие в проект, включая Россию и США.

Несмотря на вклад других стран, именно сотрудничество России и США, а до этого соперничество СССР и США больше всего способствовали освоению космоса.

Сейчас никто не знает, как долго продлится работа станции, хотя, вероятно, еще лет 10 она точно будет работать на орбите. МКС сделана по принципу конструктора. А значит, можно менять ее модули и достраивать их. А значит, можно ждать еще что-нибудь интересное. Естественно, за кругленькую сумму.

Потребовалось более 50 лет, чтобы воплотить мечту о космической станции в реальность, но оно того стоило. Посмотрим, что будет со станцией дальше, но пока именно она является самым дорогим проектом в космосе, самой продвинутой станцией и символом покорения космоса. Покорения космоса всеми землянами, а не только двумя державами, которые пытались что-то доказать друг другу на заре освоения космоса.

Источник