Почему Ми-28НМ “Ночной суперохотник” называют лучшим российским вертолетом

Ударные вертолеты всегда были поводом для гордости российского ВПК, причем так сложилось еще с советских времен. И дело здесь не только в их эффективности на поле боя. Следует понимать, что не многие страны могут позволить себе производить эту военную технику. Российскому же ВПК удается производить действительно конкурентоспособные машины. Ранее мы уже рассказывали о вертолете Ка-52М “Аллигатор”. Однако по мнению некоторых экспертов, лучшим на сегодняшний день является все же не он, а другой ударный вертолет — Ми-28Н “Ночной охотник”. Свое название он получил благодаря тому, что может выполнять боевые задачи ночью. Далее подробнее рассмотрим что представляет собой этот вертолет и почему он в настоящее время считается лучшим, созданным в России.

Российский ударный вертолет Ми-28НМ “Ночной суперохотник”

История создания вертолета “Ночной охотник”

Ми-28НМ “Ночной охотник” представляет собой ударный вертолет, разработанный и построенный ПАО “Роствертол”. История его началась с советского вертолета Ми-28, поднявшегося впервые в небо осенью 1982 года.

Советский ударный вертолет Ми-28

Вертолет был создан для поддержки десанта, а также поражения бронетехники и живой силы. Этот вертолет получил прозвище “советский Apache”, намекавшее на то, что он является аналогом американского AH-64, созданного в 1975 году.

Во многом машины действительно похожи. Они имеют тандемное расположение экипажа, то есть летчики сидят друг за другом. Оба вертолета обладают трехточечным шасси, рулевым и несущим винтом. По сути, эти машины являются аналогами другого американского вертолета — Bell AH-1 Cobra, широко применявшемся США во вьетнамской войне.

Bell AH-1 Cobra стал первым в истории ударным вертолетом, который был спроектирован таковым изначально. Его концепция оказалась весьма удачной, в результате чего впоследствии она многократно использовалась в других моделях. Но самым массовым серийным вертолетом в мире с такой компоновкой стал AH-64 Apache. Количество построенных машин превышает полторы тысячи. Для сравнения, Ми-28 был создан в количестве немногим более 120 единиц.

Американский вертолет Bell AH-1 Cobra, который применялся во время войны во Вьетнаме

Версия Ми-28Н, которая может действовать ночью, начала разрабатываться в 90-х годах. Согласно задумке, машина должна была сохранить все достоинства Ми-28, но при этом соответствовать потребностям сухопутных войск, для которых и создавалась.

Впервые вертолет поднялся в воздух осенью 1996 года. Однако из-за финансовых проблем в стране испытания начались только в 2005 году, и длились они до 2008 года. Однако на вооружение армии самолет поступил не сразу, а лишь в 2013 году. Таким образом, от момента разработки модификации, до приема на вооружение прошло почти 20 лет.

Зачем понадобился Ми-28НМ “Ночной суперохотник”

Ми-28НМ, по сути, стал работой над ошибками, которые имелись у его предшественника. Несмотря на все достоинства “Ночного охотника”, военные жаловались на ряд его недостатков. Один из них — прицельно-навигационное оборудование. Как выяснилось, оно плохо работало в облачную погоду.

При разработке «Ночной суперохотник» были устранены недостатки, имеющиеся у Ми-28Н

Работы над созданием еще более совершенного вертолета, чем “Ночной охотник”, начались в 2009 году, то есть еще до того, как Ми-28Н был принят на вооружение. При его создании разработчики сконцентрировались на том, чтобы экипаж мог эффективно выполнять боевые задачи ночью в любую погоду.

В результате была разработана более совершенная прицельно-поисковая система. Кроме того, как сообщается, данные о работе систем и полете стали более подробными и точными. В 2016 году был совершен первый полет, а спустя три года был заключен контракт, согласно которому на вооружение ВКС должно поступить 96 этих вертолетов.

Возможности вертолета Ми-28Н

Ми-28Н — тяжелый ударный вертолет, взлетная масса которого составляет без малого 11 тонн. Он тяжелее многих западных аналогов. К примеру, взлетная масса вертолета AH-64D Longbow не превышает 7500 килограммов. Боевая нагрузка “Охотника” составляет 2300 килограммов. Оружие крепится четырех внешних узлах. По огневой мощи машина превосходит вышеупомянутый Apache.

Вертолеты Ми-28Н часто используют для пилотажных выступлений

Прицельно-навигационное оборудование позволяет хорошо видеть тепловые цели ночью и в плохую погоду. К таким целям относится бронетехника, РСЗО, системы ПВО и прочая военная техника, которая во время работы излучает тепло.

Широкой же общественности вертолет “Ночной охотник” известен способностью выполнять фигуры высшего пилотажа, которые называют «самолетными». В частности, опытные пилоты на нем делают “мертвую петлю”, “бочку” и “горку”. А еще вертолет может лететь задом или боком со скоростью до 100 км/ч, выполнять специфическую фигуру “воронка на хвост”. Поэтому Ми-28Н часто используют для пилотажных выступлений.

Особенности модифицированного вертолета “Ночной суперохотник”

Модернизированный вертолет сохранил все достоинства “Ночного охотника”, при этом многими параметрами его превзошел. Основным новшеством Ми-28НМ стал мотор. Так как силовые агрегаты ТВ3-117, которыми оснащались предыдущие модификации, изготавливались на Украине, был создан ДВС ВК-2500.

Шар над винтом вертолета — это радиолокационная станция

Новый мотор стал более мощным, кроме того, на треть увеличился и его ресурс. Плюс к этому расширился диапазон температур, при которых двигатель может эксплуатироваться.

Визуально Ми-28НМ можно отличить от “Ночного охотника” по радиолокационной станции. Она напоминает шар, который находится над основным винтом. Благодаря этой станции экипаж может обнаруживать цели, которые находятся не в зоне видимости.

В целом вертолет стал более надежным и защищенным. К примеру, благодаря тому, что лопасти винта сделаны из композитных материалов, он может приземлиться при попадании в них снарядов калибра до 30 мм. Бронированная кабина обеспечивает экипажу защиту от бронебойных пуль. Штурманское отделение оснащено системой управления. Поэтому, даже если в кабину попадет снаряд и летчик будет убит, штурман сможет взять управление на себя.

Вооружение Ми-28НМ

В вертолете Ми-28НМ реализована концепция “воздушного танка”. Это значит, что он предназначен для использвания широкого спектра вооружения. Как и ранее машина может содержать на борту всевозможные управляемые и неуправляемые ракеты.

Кроме того, впервые вертолет вооружен вертолетной ракетой с головкой самонаведения. Благодаря этой ракете экипаж может поражать цели с расстояния в несколько десятков километров (возможно более 100 км), то есть оставаясь в безопасной зоне.

Данная ракета обеспечивает паритет с аналогичными машинами западного производства, а возможно даже превосходит их. Надо сказать, что ракета “Атака”, которой оснащался “Ночной охотник”, имеет дальность действия всего 6 км, что делало его более уязвимым.

Также вертолет имеет на борту автоматическую пушку 2А42, калибром 30-мм. В статье о ЗРПК “Панцирь” вы можете получить более подробную информацию об этой пушке.

Автоматическая пушка автоматическую пушку 2А42

Следует отметить, что машина оснащена мощными средствами собственной защиты. К примеру, она имеет лазерную станцию, которая создает фантомные цели для ракет с лазерным наведением. Вертолет может работать вместе с БПЛА, так как в него заложена система взаимодействия. На беспилотники может быть возложена функция целеуказания.

Но почему же Ми-28НМ некоторые эксперты считают лучше вертолета Ка-52М? Вообще такое сравнение не совсем корректное. Так как Ка-52 более маневренный, он лучше подходит для использования в горах или других сложных условиях. У Ми-28Н имеется вращающаяся на большие углы пушка, в результате чего вертолет способен не меняя положения обстреливать большую площадь.

Однако Ми-28НМ выглядит более предпочтительно по причине удачного расположения винтов. Кроме того, схеме расположения винтов хорошо проверена. Кроме того, Ми-28НМ уже прошел испытание в Сирии, где хорошо себя зарекомендовал. Вертолету Ка-52 только предстоит совершить этот путь.

Источник